Раздаточными коробками (далее РКП) оснащается грузовая техника КАМАЗ, используемая в условиях бездорожья. Модельный ряд техники велик, поэтому данный узел тоже имеет разные характеристики и применяемость.
Основная миссия раздатки – распределение в равных долях крутящего момента от мотора между осями авто, связь мостов, блокировка дифференциала, повышение проходимости машины.
Движение автомобиля происходит в двух режимах:
- С включенной низшей передачей по бездорожью.
- С включенной высшей передачей по общим трассам.
Обращайтесь 8-495-410-89-39 / kamdc@mail.ru
Конструкция РКП предусматривает блокировку дифференциала приводов переднего и заднего ведущих мостов, исключающую буксовку колес при езде по скользкой поверхности.
Коробки, служащие для внедорожного применения, имеют возможность механического стопора крайних осей авто в случае надобности, к примеру, передние колеса застряли в снегу, а сцепление с дорогой задних катков не пострадало. Отключение передней оси поможет грузовому автомобилю выбраться из западни за счет задних колес. КПП может оснащаться одним или группой комплектов пониженных передач для задействования на труднопроходимых участках маршрута, запускаемых переключателем механического или электронного типа. Нередко данный тумблер схож схемой с устройством механизма для включения опций 2WD или 4WD. Машина в режиме низкоскоростной передачи движется медленнее, но с увеличенной нагрузкой от двигателя к колесам. Дополнительные понижающие редукторы сильно повышают маневренность и проходимость транспортного средства при скалолазании, перемещении по опасным дорогам, могут передавать часть крутящего момента на другие рамные устройства, например торсионную лебедку. Авто с полным приводом при наличии РКП позволяет по максимуму использовать достоинства техники со всеми ведущими колесами. Выделим основные модели.
Раздатка 43114
Автозавод прекратил с 1 июня 2007 года оснащение выпускаемых машин КАМАЗ с полным приводом раздаточными коробками модели 43114-1800020. Они с целью наращивания надежности и продолжительности срока службы техники заменяются более совершенными с допустимостью передачи большей нагрузки РКП марки 65111-1800020 с артикулом 43114-1800120. Предприятие продолжает производство запасных частей для раздаточных коробок модели 43114-1800020. С этого момента артикул с началом 43114 и окончанием 120 свидетельствует об образце 65111.
Основные составляющие раздатки 4310 (43114) старого образца:
- Картер раздаточной коробки – 4310-1802012
- Крышка картера — 4310-1802020
- Вал первичный в сборе — 4310-1802024
- Вал промежуточный — 4310-1802084
- Дифференциал — 4310-1802150
Основные составляющие раздатки 43114-1800120 → смотрите РКП 65111.
Раздатка 65111
Раздаточная коробка этой модели соответствует стандартам Евро 2-3, считается наиболее распространенным механизмом, поскольку используется на авто КАМАЗ моделей: 43114, 43118, 63501 8х8, 63501 8х8, 65111 (Евро 4), 43261 (Евро-1, 2), 4350 (4х4), 43501 (4х4), 43502, 5350 6х6, 53501 6х6, 53504 6х6, 6350 8х8.
РКП 65111 устанавливается на вездеходные самосвалы производства Камского автозавода, оборудуется круглыми фланцами для крепления к карданному валу. Производитель поставляет узел в комплекте с коробкой отбора мощности и без оного. Механизм не имеет импортных аналогов, поэтому широко распространен на территории СНГ.
Среди комплектаций можно выделить: 65111-1800020-10 (без КОМ), 65111-1800020 (с КОМ).
Основные характеристики:
- габариты — 0,5*0,52*0,51 м;
- масса – 257 кг;
- предельный крутящий момент – 700 Нм;
- передаточное число пониженной передачи – 1,692;
- передаточное число повышенной передачи – 0,917;
- характер дифференциала – планетарный, несимметричный тип;
- марка смазки (рекомендуемая) — ТСП-15К;
- объем смазки – 6 л;
- периодичность замены – ежегодно.
Технические характеристики раздаточной коробки
Обозначение | 65111-1800020 | 65111-1800020-10 |
---|---|---|
Масса, кг: | 257 | 250 |
Максимально допустимый входной момент на первичном валу, Н·м: | 10000 | |
Передаточное число первой (низшей) передачи: | 1,662 | |
Передаточное число второй (высшей) передачи: | 0,917 | |
Межосевой дифференциал: | Планетарный с цилиндрическими колесами несимметричный, распределяет поток мощности в пропорции: на задние мосты — 66,7%, на передний мост — 33,3%. | |
Возможный отбор мощности: | ||
— с верхнего люка раздаточной коробки: | 44,12 кВт (60 л.с.) | 44,12 кВт (60 л.с.) |
— с заднего торца, от КОМ привода лебедки: | 44,12 кВт (60 л.с.) | |
Управление переключением передач: | Дистанционное, с пневматическим приводом трехпозиционным кулачковым пневмокраном | |
Управление механизмом блокировки дифференциалом: | Дистанционное, с пневматическим приводом двухпозиционным пневмокраном | |
Управление включением коробкой отбора мощности привода лебедки: | Электропневматическое, электрическим переключателем электропневмоклапаном | |
Система смазки: | Комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерни низшей передачи на промежуточном валу смазываются дополнительно из лотка на картере |
Основные составляющие:
- Картер раздаточной коробки – 65111-1802012
- Крышка картера — 65111-1802020-10
- Вал первичный в сборе — 65111-1802024
- Вал промежуточный — 65111-1802084-10
- Дифференциал — 65111-1802150-10
Раздатка 6522
Эта модель раздаточной коробки представляет собой отечественный аналог узлов ZF 2000 и ZQC 2000-69A импортного производства. РКП 6522 устанавливается на самосвалы, седельные тягачи, и прочие модификации популярных российских грузовиков на базе одноименного шасси с другими надстройками, оборудуется круглыми фланцами под кардан. Завод поставляет раздаточную коробку модели 6522 в комплектации с коробкой отбора мощности или без оной.
Основные характеристики:
- габариты — 0,5*0,52*0,51 м;
- масса – 385 кг;
- характер дифференциала – планетарный тип;
- марка смазки (рекомендуемая) — ТСП-15К;
- объем смазки – 6,2 л;
- периодичность замены – ежегодно.
Основные составляющие:
- Картер раздаточной коробки – 6522-1802010
- Вал первичный в сборе — 6522-1802024
- Вал промежуточный — 6522-1802083
- Дифференциал — 6522-1802150
Устройство и принцип работы
Раздаточная коробка, являясь важным узлом ходовой части, перенаправляя усилие с помощью перехода на низшую или высшую передачу, создаваемое мотором между осями грузовика КАМАЗ, существенно повышает проходимость грузовика. Авто легко преодолеет бездорожье при понижающей работе дифференциала, и будет прекрасно себя чувствовать на ровной трассе после включения повышенной передачи.
Грузовики Камского автомобильного завода оборудуются дифференциалом с четверкой сателлитов, солнечной шестерней, соединенной с валом привода задних мостов. Крутящий момент, вырабатываемый силовым агрегатом машины, через солнечную шестерню направляется на приводной вал передней тележки. Включенный (механизм в разблокированном состоянии) дифференциал поддерживает постоянную и непрерывную тягу всех осей, не допуская излишнего перегруза в работе элементов ходовой системы автомобиля КАМАЗ. Описываемое устройство при надобности может быть выключено (заблокировано). В таком случае все оси автомобиля будут вращаться единым целым без равномерного распределения усилия.
Приведение в действие раздаточной коробки с помощью нужных тумблеров отправляет диафрагму в исходное положение, поскольку сжатый воздух уже не попадает в пневматические камеры. Одновременно крутящий момент равномерно распределяется на обоймы и сателлиты (составляющие межосевого дифференциала). При езде по хорошей дороге они вращаются вокруг основной оси. Но как только качество дорожного покрытия ухудшается, вращение происходит еще и вокруг собственных осей. В результате подобная техническая особенность помогает в оптимальной дифференциации нагрузки между осями грузовика.
Дифференциал раздаточной коробки, находящийся во включенном состоянии, полностью снимает нагрузку с КПП, продлевая срок службы узлов и механизмов коробки передач. Его блокировка снимается лишь при движении машины по местности, насыщенной элементами (грязь, гололедица, снег), затрудняющими плавное перемещение авто, несущими угрозу безопасности управления транспортным средством.
Конструкция раздаточной коробки предполагает наличие следующих элементов:
- Чугунный картер.
- Главный, или ведущий вал.
- Промежуточный, или второстепенный вал.
- Вал переднего моста.
- Вал заднего моста.
- Вал отбора мощности.
- МОД.
- Центральный управляющий привод.
- Зубчатое колесо, включающее повышенную передачу.
Признаки неисправностей
Такие проявления, могущие свидетельствовать о дефекте РКП, будут служить руководством к немедленному посещению авторемонтной мастерской:
- странное дребезжание, стук, вой в районе картера раздаточной коробки, указывающий на возможное повреждение зубьев шестерней, связанное с выходом из строя подшипников какого-то из валов;
- произвольное переключение передач, свидетельствующее об износе или дефектах зубьев муфт, шестерен, включающих кареток. Возможно повреждение лапки переключающей вилки;
- трудности с включением передач, возникшие по причине выработки деталей, образующих конструкцию раздаточной коробки;
- внешние визуально заметные трещины и сколы картера, обрыв креплений.
Пошаговая методика демонтажа раздаточной коробки:
- Слив смазки из картера РКП через технологическое отверстие путем отвинчивания специальной пробки.
- Снятие защитных экранов, размещенных на полу платформы, путем предварительного отворачивания гайки фиксатора.
- Отсоединение раздаточной коробки от карданного вала.
- Отсоединение РКП от кардана привода переднего моста.
- Отсоединение раздаточной коробки от карданного вала привода промежуточной оси.
- Отсоединение РКП от карданного вала привода коробки отбора мощности.
- Отсоединение штекера преобразователя спидометра мощности.
- Отсоединение проводов контрольной иллюминации, сигнализирующей о состоянии повышающей, понижающей передачи и МОД.
- Отсоединение провода массы от скобы.
- Отсоединение шлангов соединяющих пневматические камеры МОД, и всех валов.
- Отвернуть гайки фиксаторов, снять раздаточную коробку.
Поэтапное руководство по установке РКП:
- Ранее демонтированная или новая раздаточная коробка с помощью специальной тележки перемещается под днище грузовика. Отверстия крепежного фланца и кардана совмещаются, болты вставляются, гайки зажимаются.
- Воздушные шланги, служащие для подпитки пневматических камер дифференциала, мостов, коробки отбора мощности монтируются на место.
- Масса раздаточной коробки прикручивается к скобе.
- Провода контрольной иллюминации, сигнализирующей о состоянии повышающей, понижающей передачи и МОД присоединяются к своим клеммам.
- Установка спидометра.
- Объединение РКП с приводом кардана коробки отбора мощности.
- Объединение раздаточной коробки с карданным валом привода промежуточной оси.
- Объединение РКП с карданом привода переднего моста.
- Объединение раздаточной коробки с главным карданным валом.
- Установка защитных экранов.
- Заполнение картера новым масло определенной марки. Уровень смазки в норме, если она касается нижнего края заливного отверстия.